понедельник, 1 августа 2011 г.

"Еврейский бук": реальная история

„Дросте“ („дрост“) – название судебной должности. Таким образом, фамилия автора "Еврейского бука" означает приблизительно „судья первой инстанции в Хюльсхоффе“.

Один из предков Аннетты был вовлечён в описанные ею события как такой судья-дрост, а её дядя Август фон Хакстхаузен в 1818 г. опубликовал статью об этом случае, известном, как „Дело об убийстве Зойстманна Беренда“.

Деревня Б. – Беллерсен. Деревня Бреде сегодня называется Бреденборн и относится к Мариенмюнстеру. Бредерхольц – лес между Беллерсеном и Бреде.

Прототип Фридриха Мергеля – Герман Георг (или Йоханнес) Винкельхан.

В 1782 г. Винкельхан получил от еврея Зойстманна Беренда по прозвищу Пиннес материю для верхнего платья („Camisol“), но тянул с оплатой. В 1783 г. дрост фон Хакстхаузен приговорил его к уплате долга. Винкельхан во всеуслышание грозил убить еврея. Вечером того же дня лесник Шмидтс видел, как Винкельхан вырезал дубинку и ушёл с нею в лес. На обратном пути Шмидтс встретил еврея Пиннеса.

Двумя днями позже жена Пиннеса нашла его мёртвым в лесу, недалеко от места, где лесник видел Винкельхана с дубинкой. Пиннесу было нанесено 17 ударов, дубинка лежала на расстоянии ста шагов от трупа. Когда барон Каспар Мориц фон Хакстхаузен хотел арестовать Винкельхана, тот уже исчез.

Члены еврейской общины получили у дроста разрешение вырезать свои знаки на дереве, под которым нашли труп Пиннеса.

Герман-Йоханнес тем временем бежал в Верль, оттуда в Голландию, ходил в море на испанских или итальянских судах и попал в плен к алжирским пиратам. В 1788 г. он прислал дросту ходатайство о выкупе из рабства. Обратившись к своему государю, дрост получил ответ, что Винкельхан будет выкуплен только, чтобы предстать перед судом за убийство. Поэтому для вызволения Винкельхана из плена ничего не стали делать.

В апреле 1807 г. дросту Хакстхаузену сообщили, что Винкельхан объявился в Беллерсене, и спросили, следует ли его арестовать. Дрост обратился к председателю правительства в Конинксе, который решил, что 24 года в рабстве сопоставимы со смертной казнью. Этот ответ дрост сообщил Винкельхану и пригласил его к себе в Бёкендорф, чтобы послушать его рассказ о своей судьбе. Тот говорил на смеси немецкого, голландского, французского, испанского, турецкого и арабского и снова начал членораздельно изъясняться только, прожив несколько месяцев в Беллерсене. По его словам, он много лет был на службе у члена алжирского правительства, а после смерти хозяина использовался в качестве „государственного раба“ на тяжёлых работах. В результате жестокого обращения у него было множество переломов костей, которые срослись неправильно. Когда в 1806 г. под давлением Жерома Бонапарта алжирское правительство было вынуждено отпустить рабов-христиан, оно высадило их на итальянский берег, и оттуда они пешком добирались домой.

Дрост рассказал ему о надписи, вырезанной евреями, и о её содержании: „что он не умрёт хорошей смертью“. Винкельхан возразил, что достаточно пострадал в рабстве и не отступил от христианской веры, когда его хотели обратить в мусульманство („O dat sull ek doch nich denken, ek hawwe doch so lange davör Buße daen un hawwe vaste an minen Gloven halen, asse se meck överreen wullen, en abtoschwören“).

Последние месяцы своей жизни Винкельхан побирался. Он просил дроста взять его на работу, но тот не захотел нанимать убийцу. Однажды Винкельхан, запыхавшись, прибежал в деревню и рассказал, что в лесу странная высокая женщина заставила его нести вязанку терновых веток и так его подгоняла, что шипы впивались ему в тело, поэтому он бросился бежать со всех ног. Переночевав, на следующее утро он пошёл к стеклодувам, у которых часто получал милостыню, попросил стакан водки, выпил три, ушёл, взял верёвку с ближайшего плуга и повесился на дереве.

Дрост добился, чтобы Винкельхана похоронили на католическом кладбище. Через два года дерево с надписью срубили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий