четверг, 27 апреля 2017 г.

An Hölderlin. 64. Бумажные голуби

Вариант второй архилоховой строфы

Вознесётся — и вновь,
   возвращаясь медленно, плавно,
Клонится долу полёт;
Над асфальтом, травой,
   над песком и лысым суглинком
Тихо проносит себя.

Так он реет легко,
   твой бумажный голубь, как будто
Ищет неспешно, где сесть.
Повторяется вновь
   из окна скользнувшей игрушки
В небо движенье — и вниз.

Так и праздная мысль,
   замечтавшись, снова и снова
Память пускает в полёт;
Над знакомым двором,
   над заросшей клумбой и лавкой —
Маленькой, шаткой, седой.

Меж высоких оград,
   поясков их, копий чугунных,
Фабрикой близкой стеснён,
Вязнет в зелени сад
   из корявых низеньких яблонь,
Яркий, густой и сырой.

Вновь ныряет в него,
   как тогда, бахромчатый пёсик —
Чёрненький, ушки торчком;
Носом водит, снуёт,
   пропадая и возникая,
Выпущен в полдень гулять.

И про здешний простор
   ничего не знает, про время
Взрослых безвинных расплат;
Где однажды ему
   суждено тебе вспоминаться,
Нет ему дела совсем.

Он останется здесь,
   как его хозяйка — старушка
Родом из южной земли;
И блаженнее нет
   этой тихой, чёрной, согбенной,
Вписанной в сад запятой.

Всё, что есть до неё,
   что осталось, корни пустило,
Главным я сделать хочу;
Новый вставить союз,
   изо всех придаточных выбрать
То, что началу подстать.

Так за дело! долой
   пустяки, что синтаксис портят —
Хлам бесполезной судьбы;
Детству я допишу
   то, что должно, что ему нужно,
То, чего здесь не найти.

Так в азарте тружусь,
   и, едва заполнив страничку,
Рву из тетрадки скорей;
И одна за другой
   улетают в день мои птицы,
Как через парты к друзьям.

Так блаженство своё
   отпущу на волю — отправлю
Лучшее дальше и прочь;
Пусть достигнет времён
   или мест, где нет меня, нету
Мне предназначенных бед.

Летний нежится день,
   на устах оставив улыбку,
Дремлет, забывшись в тепле;
Я последний листок
   допишу и вырву из сердца,
Голубем в небо пущу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий